МАОУ СОШ № 2

Версия сайта

  

 другоедело2021

1классгосуслуги2023 рег1классгосуслуги2023


 qr82099646

pushkinskaja karta1

 

myschoolbanner myschoolbanner

Сведения об образовательной организации

Взаимодействие с образовательной организацией

Электронное и дистанционное обучение

60-летие школы

Урок 21. Тема: «Зачем творить добро?»

Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радость

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творить добро как духовной радости

Задачи урока:

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка, понимание сотворения добра на основе самоотвержения как подражания христианской жертве;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, пословицы, листочки для дерева Добра

Ход урока:

I.Орг.момент

-Сегодня мы проводим занятие, работая в группах.  Вспомним правила работы в группе.

II.Определение темы и целей урока .

Для определения темы урока вам необходимо восстановить пословицы и раскрыть смысл одной из них по выбору.

Задания  для 1,2 группы:

1.Кто добр поистине,               добро творит в молчании.

2.Добрыми делами                       славен человек.

3. Добрые умирают,                 да дела их живут.

 4.Доброе слово человеку,        что дождь в засуху.

 

Задания  для 3,4 группы:

 

 1.Кто любит добрые дела,         тому и жизнь мила.

 2.Доброе дело                          питает и душу и тело.

 3.Добрый человек                   в добре живёт век.

 4.Худо тому,                          кто добра не творит никому.

 

Задание для гостей.

 

О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели. Выберите то, которое вам нравится:

 

«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо).

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций).

«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон).

«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой).

(ответы групп, гостей)

-Предположите, какова тема нашего урока?

-Откройте стр.68 учебника и прочтите тему («Зачем творить добро?») и что узнаете на уроке.

Слайд 1. Название урока.

-Предположите, какой ответ вы дадите на этот вопрос после работы с материалом учебника.

III.Актуализация опорных знаний.

Слайд 2. Счастье – благо - благодарность.

На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.

Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке? (дети отвечают)

(щелчок) Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.

А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо»?

 В церковнославянском языке таких слов очень много. В русском языке  мы используем только некоторые из них. Найдите и прочитайте такие слова в словаре.  (Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства) и др.

Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

(щелчок) Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо

Найдите и прочитайте происхождение этого слова в этимологическом словаре.

 (добро, добрые деяния, служащие  счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение)

  Вторая часть -Дар – приношение, почет.

Слайд 3. Творить - благодарить.

Когда человек делает добрые дела, он благо творит. (щелчок)

Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью. (щелчок)

 Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благо дарит. (щелчок)

Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе. (щелчок)

 

Слайд 4. Дыхание любви.

Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите, как мы дышим? (дети дышат)

Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет. (щелчок)

Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка? (дети отвечают)

Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.

Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен? (дети отвечают)

 

Слайд 5. Благодарность.

Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия? (дети отвечают)

Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного? (дети отвечают)

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Слайд 6. Благодарность – врата радости.

Бог есть Любовь и соединиться с Богом можно только через любовь. Любить же способна только здоровая душа. Болезнь души  - это гордость. Если человек гордо думает, что это он сам такой замечательный, и не испытывает ни к кому благодарности, то сердце его перед Богом закрыто. (щелчок)

 Когда же человек понимает, что все добро идет от Бога и благодарен Ему и ближним, его сердце открывается. (щелчок)

 Благодарность рождает смирение в душе, т.е. исцеляет ее. (щелчок)

 Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела? (дети отвечают)

Добрые дела – дела любви – это самоотдача. Желать благодарности, как выражение ответной любви мы можем. А вот стремление к благодарности, желание похвалы, награды за свои якобы заслуги – это признак гордости, путь к самовозвеличиванию. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят – наше сердце закрывается.

 

Слушаем притчу о подлинной благодарности

Слайд 7. Притча. ( читает подготовленный ученик)

Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...

Анализ притчи

Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (дети отвечают)

Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (щелчок)

Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.

Слайд 8. Благодарность.

Родители часто помогают вам переходить через опасную дорогу. Какой будет от вас подлинная благодарность им за это? (дети отвечают)

(щелчок)

Истинной благодарностью родителям за эту помощь будет, если и вы сами будете помогать переходить дорогу слабым.

Физминутка

 

 

Чтение первой части текста учебника

Слайд 9. Фоновый. Крест-икона, Урал, начало XVIII в.

Все люди согласны с «золотым правилом этики»

-Как оно звучит?( «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»).

 Но у христиан есть причины для того, чтобы не быть эгоистами. Сегодня мы рассмотрим только две из них

Изучение нового материала.

IV.Работа с текстом учебника.

1. Первая из них - благодарность за подвиг Христа…

Анализ текста

-Почему христиане благодарны Христу? (дети отвечают)

Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если  даже благодарность к человеку привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Христианин никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.

 -Почему благодарность Иисусу Христу особенно побуждает христиан к совершению добра? (дети отвечают)

(Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе получают через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога).

Перед чтением следующей части, давайте вспомним

-Кто такие апостолы?

-Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём?

Слушаем текст из рубрики «Это интересно»

ВРЕЗКА. Андреевский флаг

Слайд 10. Распятие апостолов Петра и Андрея.

Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы.

 (щелчок - современная икона «Распятие апостола Андрея»)

Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. (щелчок – андреевский флаг)

Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «Андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «Андреевский стяг».

Анализ текста

Слайд 11. Кресты.

Нестеренко В.И. Распятие.

Задание для групп

Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. (дети рисуют)

Почему крест Петра отличается от креста Христова? (дети отвечают)

Как к этому рассказу применить слово смирение? (дети отвечают)

 

Слайд 12. Друг познается в беде.

Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, предают  тем самым Самого Христа.

Чтение второй части текста

Слайд 13. Фон.

2. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Анализ текста

Слайд 14. Благодать.

Как вы думаете, откуда в сердце человека появляется любовь? (дети отвечают)

Любовь, как добродетель, – это дар Божий. Желание творить добро – результат действия Бога в человеческом сердце. А действует Бог в человеческом сердце спасительной силой, которая называется благодать. (щелчок)

Когда в сердце человека действует благодать Божия, душа чувствует особую внутреннюю радость, но сердце должно быть открытым. (щелчок)

-Как связаны духовные переживания с желанием делать добро? (дети отвечают)

(Духовная радость переживается, когда сердце открыто для Бога. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям).

-Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните. (дети отвечают)

Чтобы стать счастливым, нужно преодолевать себя, свой эгоизм, свои плохие привычки. Духовное богатство обретается духовным трудом.

Слайд 15. Понять другого.

Представьте себе, что вы никогда не ели хлеба, а только пирожные и торты. Сможете ли вы понять, что торт слаще хлеба? (дети отвечают)

(щелчок)

А теперь представьте, что вы никогда не мокли под дождем.

Сможете ли вы почувствовать то же, что и промокший человек? (дети отвечают)

Из полной версии учебника:

(щелчок) Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми? (дети отвечают)

Благодарить Бога нужно буквально за все, что есть в жизни человека, и не только за радости, но и за скорби и хвори, которые ниспосылает нам никто другой как сам Бог. Ведь именно болезнью Он пытается вразумить человека, что тот сбился с верного пути и старается таким вот образом, путем телесных страданий спасти его душу.

Слайды 16-18. Песня.

Переход со слайда 19 с названием песни к слайду 20 с аудиозаписью щелчком по «граммофончику.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

Чтение стихотворений подготовленными детьми

 

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

 

Как бы жизнь ни летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

V.Рефлексия.

-Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока: «Зачем творить добро?»

-Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для солнышка,  а на чистых листочках допишите дела, которые хотите сделать.

 

сделать уборку в доме;

навести порядок в школьном дворе;

накормить бездомную собаку;

подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

помочь детям сиротам и инвалидам;

сделать кормушки птицам зимой;

сделать скворечники весной;

помочь пожилому человеку нести сумку.

 

Не будем брать листочки с записями:

обидеть маму;

поссориться с товарищем;

равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

замахнуться палкой на собаку;

не покормить домашнего питомца;

не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;

подраться с мальчиками;

не позаботиться о пожилой бабушке.

VI. Подготовка к следующему уроку.

Составление интеллект- карты «Добро».

 

 

 

 

 

 

 

О Победе в ВОВ

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 просвещения РФ баннер20201
 уо 20211